История и культура

История японского кимоно

Период Ямато — период Нара (300–794).
Портрет Кисшотен, период Нара / Реконструкция наряда периода Нара
Первые примеры одежды, похожей на кимоно, в Японию были завезены китайскими посланниками в период Кофун (300–538 гг. н. э.),что привело к тому, что китайские стили одежды, внешнего вида и культуры стали чрезвычайно популярными в японском придворном обществе.
В 718 году н. э. был принят кодекс одежды Ёро , который предписывал, что все халаты должны быть надеты спереди внахлест и застегиваться слева направо, следуя типичной китайской моде. Эта традиция ношения сохраняется и сегодня, застегиваться справа налево могут только умершие.
🔴
Придворные дамы готовят новый шелк, сотканный Чжан Сюанем , предоставлено Музеем изящных искусств, Бостон
Период Хэйан (794-1185).
«Кандзё: Придворная дама», Тории Киёнага, около 1790 года / Реконструкция наряда периода Хэйан
Одежду, похожую на современное кимоно, начали носить в японский период Хэйан.
Хакама (красные штаны)
Ее часто носили с хакама (тип длинной юбки с разделением ног или без него, похожей на брюки) или с фартуком, известным как мо.
🔘
Япония прекратила отправлять посланников в китайские династические дворы. Это предотвратило ввоз китайских товаров в Японию, включая одежду. Последовавший культурный вакуум способствовал развитию японской культуры, независимой от китайской моды.
Одежда, которую носили люди, начала различаться в зависимости от их социального статуса: члена знати или обычного гражданина. Знать начала носить одежду, которая закрывала руки и ноги и в которой было трудно двигаться, в то время как простые люди носили одежду, которая больше напоминала современную одежду, с более прямыми, менее струящимися рукавами и лучшей подвижностью.
Период Камакура (1185-1333)
Реконструкции нарядов периода Камакура
К периоду Камакура (1185-1333) кимоно стало повседневной одеждой, и в моду вошла многослойность. Считается, что именно тогда впервые были опробованы традиционные японские цветовые сочетания ; цвета основывались на сезонах, половой принадлежности или иногда на политических и семейных связях.
🔴
Период Муромати: Цветение кимоно (1336–1573)
В этот период от слоев с широкими рукавами постепенно отказывались.
Женщины стали носить только белые косодэ - яркие и красочные.
Были созданы новые версии косодэ: стили кацугу и учикаке . Первый - это косодэ , который носят на голове как вуаль, а второй - напоминание о традиции с дополнительными слоями, популярной среди дам из сословия самураев. Однако самым большим изменением в женской моде в этот период стал отказ от штанов хакама для женщин.
🔘
Верхний халат (Учикаке) с букетами хризантем и глициний , предоставлено Метрополитен-музеем, Нью-Йорк; с верхним халатом (Учикаке) с мандаринами и бабочками из сложенной бумаги , предоставлено Метрополитен-музеем, Нью-Йорк
Стало модно носить одежду в стиле кимоно без хакама . Это означало, что владельцу нужен был новый способ держать халат закрытым, и так родился оби (широкий пояс, который носили вокруг талии).
🔘
Оби (вид спереди)
Оби (вид сзади)
В периоды Камакура и Муромати мужчины и женщины, носили яркое кимоно. По мере того, как класс воинов становился сильнее, они выходили на поле боя, одетые в яркие цвета, представляющие своих лидеров.

Период Адзути-Момояма (1568–1603)

Это период, когда японское платье приобретает более элегантную форму. Существует резкое отличие от более раннего одеяния периода Адзути-Момояма, согласно которому каждое кимоно рассматривалось как отдельное полотно. Ремесленники и мастера освоили новые навыки ткачества и декорирования, не прибегая к импорту ткани из Китая.

Чьи рукава? Тагасодэ , период Момояма (1573–1615), через Музей Метрополитен, Нью-Йорк
«Двое влюбленных», Хисикава Моронобу , ок. 1675–1680 гг., Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Период Эдо (1603–1868 гг.)
Начало 1600-х годов было временем беспрецедентного мира, политической стабильности, экономического роста и расширения городов.
🤩
Анна Элизабет ван Рид, работа Джерарда Хоэта , 1678 год, Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Люди эпохи Эдо носили простые и изысканные кимоно. Стиль, мотив, ткань, техника и цвет объясняли личность владельца. Кимоно шили вручную из натуральной тонкой ткани, что стоило очень дорого. Таким образом, люди использовали и перерабатывали кимоно, пока оно не изнашивалось. Большинство людей носило переработанные кимоно или взятые напрокат. Некоторые люди, принадлежащие к низшему классу, никогда не носили шелкового кимоно.
🔘
Кимоно периода Эдо
Женщины, прогуливающиеся в саду чайного домика в Эдо, Утагава Тоёкуни, 1795–1800 год
С этого момента основная форма мужского и женского кимоно оставалась в основном неизменной. Рукава косодэ стали увеличиваться в длину, особенно среди незамужних женщин, а оби стал намного длиннее и шире, в моду вошли различные стили узлов, а также более жесткое плетение материала для их поддержки.
Потеря и возвращение популярности кимоно
«Хор в сливовом саду», 19 век / Фотография японки, 19 век
Кимоно начало терять свою популярность в период Мэйдзи (1868-1912) после буржуазной революции. Как только запрет на контакты с зарубежными странами был снят, правительство страны начало проводить довольно жёсткую политику вестернизации и было крайне заинтересовано в том, чтобы жители Японии поскорее переходили на западную одежду. В начале 90-х годов 19 века правительство осознало перегибы в политике всеобщей вестернизации и стало более лояльно относиться к ношению традиционной японской одежды. Однако среди мужчин в качестве основной одежды уже окончательно закрепился стандартный европейский костюм, а вот женщины вновь обратились к национальному платью. С годами кимоно возвращало свою популярность.

После Второй мировой войны японцы вновь стали отдавать предпочтение одежде в западном стиле. Кимоно же надевалось только на важные события и мероприятия. Эта тенденция сохранилась до наших дней.
Made on
Tilda