История и культура

Вопросы о японском военном антиквариате и боевых искусствах

С чего началась коллекция, история ее приобретения?
Одно из первых серьезных приобретений в плане цуба – работа Минамото Нагацунэ XIX века. На лицевой стороне представлены демон и Дарума, на оборотной стороне – као (условно – штамп) изготовителя.
По внешнему виду становится понятно, что изделие планировалось как самостоятельный художественный объект для коллекционирования, а не как неотъемлемое комплектующее японского меча. При этом технология производства и отделки не является чрезвычайно сложной. На литую основу из меди нанесено чернение, основа профиля персонажей сюжета патинирована, использовалась всечка из сякудо (сплава золота и меди), сэкиганэ (медные вставки в отверстие под хвостовик) сделаны из меди.
Цуба в таком исполнении изготавливались неоднократно, что позволяет относить их к типовой форме. Аналогичные изделия представлены на европейских аукционах (точно такая же цуба была продана в 2010 году на Bonhams), на внутреннем японском антикварном рынке, несколько работ Минамото Нагацунэ с аналогичным сюжетом выставлялись и выставляются в России.
Бывали ли Вы в Японии? Если да, то интересно Ваше первое впечатление?
В Японии, к сожалению, ни разу не был.
Какие эмоции вы испытываете, когда берете в руки редкий меч или другой древний артефакт?
Подержав в руках некоторое количество мечей и старинных японских изделий, не могу сказать, что испытываю каждый раз трепет и неописуемый восторг. В то же время, если предмет находится в хорошем состоянии сохранности и представляет собой качественную ручную работу, стараюсь это отмечать.
В целом, для того чтобы антикварный меч вызывал положительные эмоции, он, на мой взгляд, должен обладать следующими параметрами:
1) Идеальная полировка и заточка лезвия, исключающие очаги коррозии, сколы и загибы режущей кромки;
2) Хорошее состояние тела клинка, подразумевающее отсутствие глубоких каверн и критичных дефектов ковки (кизу) наподобие непроваров на закаленной части (то есть в границе якиба);
3) Четко прослеживаемый узор композитной стали (дзихада);
4) Сохранность линии хамон с возможностью выявления элементов закалки (хатараки): ниои, ниэ, сунагаси, кэнсудзи и пр.;
5) В случае, если на хвостовике меча имеется подпись (мэй), – ее четкость, позволяющая идентифицировать мастера или группу мастеров.
Образец произведения высокого японского оружейного искусства. Катана Канэмото из княжества Айдзу.
1819 г.
Для антикварных цуба предусмотрены несколько иные стандарты качества:
1) Если цуба изготовлена из железа и обладает возрастом в несколько столетий, она должна быть покрыта естественной патиной от темного до темно-коричневого цвета; нарочито выступающая ржавчина оранжевого цвета заметно обесценивает изделие, равно как и использование искусственного химического патинирования;
2) Если в декорировании цуба использованы различные зоологические, ботанические и антропологические барельефы, стоит смотреть на их состояние сохранности и наличие потертостей, а также на качество и глубину проработки деталей;
3) Если речь идет об ажурных цуба, то важно обращать внимание на замкнутость линий, когда она предписывается сюжетом или форменными особенностями отображаемого объекта (например, цветочные лепестки должны быть закрытыми, без разрывов в металле).
На фото представлен образец цуба формы мару-гата периода Эдо. Предмет демонстрирует отличную сохранность железа, отсутствие сторонних улучшающих манипуляций и качественную орнаментику барельефа с глубокой проработкой (кэбори).
Какой исторический период или событие в Японии Вас особенно увлекает и почему?
Один из наиболее интересных периодов в японской истории, на мой взгляд, связан со становлением токугавского сёгуната. Именно в это время в стране начали использоваться те способы социального контроля, которые имеют непосредственную связь с современным обществом (не только японским). Правление первых сёгунов Токугава было обозначено мною в одной из публикаций как реалистический авторитаризм – комплекс методов по удержанию власти жесткими, манипулятивными, но исключающими прямое насилие, способами.
Одним из проявлений такого подхода была практика заложничества (санкин котай). Землевладелец должен был жить один год с семьей в столице, а следующий год – в своем княжестве, но без семьи.
Вынужденное оставление семьи в Эдо было направлено на превентивную борьбу со всевозможными заговорами и мятежами. Санкин котай преследовала и иную цель: купирование экономического роста феодалов. Регулярные переезды из провинции в Эдо являлись дорогостоящими, а покрытие расходов за счет необдуманного повышения налогов было чревато восстаниями на подвластных землях.
Современные мировые политические практики показывают, что, несмотря на красивую риторику о свободах, равноправии и демократии, практически все государства прибегают к активному использованию своего принудительного потенциала, но вместе с тем способы подавления порой лишены насильственных оттенков. Та же логика поведения закладывалась в основу укрепления Токугава: сохранение жесткого контроля и безусловное подчинение необходимо, но достигнуть цели можно более деликатными способами.
Что бы Вы посоветовали начинающим коллекционерам? Может нужно что-то почитать, посмотреть или обратить внимание на какую-то особую сферу?
Все зависит от того, о какой именно сфере идет речь и какую цель преследует потенциальный коллекционер. Но в любом случае важно понимать, что японский военный антиквариат, даже несмотря на высокий художественный уровень и историческую значимость отдельных предметов, обладает низкой ликвидностью. Во многом это связано с отсутствием на территории России как полноценного рынка японских мечей и тосогу, так и значительного количества платежеспособных коллекционеров, разбирающихся в предмете. Такие известные тематические собрания, как коллекция мечей школы Сагами Д. В. Печалова, являются редкостью. Конечно, нельзя обойти стороной непубличных владельцев японского военного антиквариата, но они в силу своей закрытости едва ли способны образовывать более-менее понятный и прозрачный рынок и задавать правила игры.
Потому при коллекционировании подобного рода предметов рекомендую отталкиваться от следующих соображений.
Во-первых, лучше всего собирать то, что нравится, и то, в чем, как вам кажется, разбираетесь на текущем этапе своего погружения в предмет.
Во-вторых, несмотря на то, что вложение в стоящий антиквариат принято считать инвестицией, не стоит рассчитывать на его быструю продажу по адекватной цене. Скорее, в данном случае речь идет о «долгих» деньгах, поэтому вкладывать значительную долю доходов в ценности такого рода не следует.
В-третьих, рискованно гоняться за дешевизной и эмоционально реагировать на, казалось бы, выгодные предложения по ценам в разы ниже общемирового уровня. Каждый предмет имеет свою цену, которая прямо коррелирует с качеством. Чудеса, если и случаются, то крайне редко.
Что касается источников, то для получения фундаментальных знаний о японском мече и его эволюционировании рекомендую прочитать книгу Н. Накахара «Facts and Fundamentals of Japanese Swords: A Collector's Guide» и работу К. Накаяма «The Connoisseur's Book of Japanese Swords».
Для обзорного ознакомления с основными стилями изготовления цуба имеет смысл изучить книгу Е. Б. Скраливецкого «Цуба. Легенды на металле».
Если есть потребность в изучении японских мечей самого высокого уровня при невозможности живого контакта с предметом, могу посоветовать замечательный фолиант названного ранее Д. В. Печалова «Японский меч. Шедевры Сосю-Дэн».
Глубокие статьи по узкопрофильным аспектам истории японского кузнечного искусства авторства А. В. Толстых – самого серьезного специалиста по традиционному японскому холодному оружию в России и профильного эксперта Минкульта – размещены на сайте галереи «Оригами-Токэн».
Есть ли какой-то артефакт, который Вы бы никогда не продали, и почему?
Поскольку японский антиквариат собираю, главным образом, для себя, то вопрос продажи предметов в настоящее время не стоит. Но, так или иначе, самый ценный артефакт здесь и сейчас – тот, который был приобретен последним.
В данном случае речь идет о замечательной цуба для катана школы Кё Сукаси (京透鍔) начала периода Эдо. Ажурная резьба ручной работы, отражающая цветки павловнии и глицинии, выполнена в технике дзисукаси (地透), то есть решетчатый орнамент покрывает всю поверхность изделия.
В чем заключается разница между стандартной катаной и ко-гатаной/ учигатаной, используемой в ряде школ иайдо, таких, как Рюшин Соучи Рю? Имеются в виду эволюционные и стилевые различия. Меч используется в качестве основного и больше и массивнее вакидзаси.
С уважением и заранее спасибо. Воронеж.
До ответа на данный вопрос необходимо договориться о категоризации разновидностей японского оружия, поскольку в массиве специальной литературы у совершенно различных предметов по размерам и предназначению имеются одни и те же обозначения.
Так, в книге «Экспертиза японского меча» А. Г. Баженов предлагает понимать под когатаной нож или кинжал, тогда как, согласно Н. Накахара, когатана – это вспомогательный нож хозяйственно-бытового назначения. Кодати иногда интерпретируется как меч тати короче обычного (вероятнее всего, отнесение кодати к тати связано со способом ношения малого меча лезвием вниз, что характерно для тати), но вместе с тем к кодати также относят разновидность короткого меча с длиной клинка меньше 60 см. При этом термином «утигатана» в российских источниках обозначается совокупность мечей катана и вакидзаси, носимых лезвием вверх, тогда как, по мнению упомянутого ранее Н. Накахара, утигатана – это одноручные мечи, выпускавшиеся на протяжении периода Муромати.
Поэтому, чтобы не путаться в формулировках, предлагаю условиться на следующих основных дефинициях и отсечь лишние категории:
Катана – двуручный меч с длиной клинка не менее 60, 6 см и, очевидно, не более длины одати (то есть 91 см);
Кодати – короткий одноручный меч с длиной клинка от 52,5 см (размер кодати, предписываемый школой Синкагэ рю Маробасикай) до 60,6 см;
Вакидзаси – малый меч, который в зависимости от конкретной длины может использоваться как кодати, как утигатана или как танто.
С точки зрения общего эволюционного тренда, имели место три вектора. Во-первых, переход от тати к катана происходил через промежуточную форму хандати – меча, выполненного в «облегченной» оправе тати, но носимого лезвием вверх. Во-вторых, прототипом привычных катана стали утигатана, которые постепенно увеличивалась в размераъ. В-третьих, кодати образовывали самостоятельный тип оружия, исключавшийся из разряда самурайских мечей и бытовавший в том числе среди представителей иных сословий.
И в свете вышесказанного возникает расхождение между теми типами оружия, которые выявляются согласно истории становления форм, и теми типами оружия, которые выделяются в традиционных школах в зависимости от предлагаемых техник.
Поэтому, дабы упростить ситуацию, мы можем, во-первых, относить к кодати любой одноручный меч короче катана, и, во-вторых, с некоторой долей условности разделить массив техник на работу с коротким клинком, с клинком катана средних размеров и с большим мечом (одати).
Поскольку у меня нет особой осведомленности именно о школе Рюшин Соучи Рю и их методической базе, в том числе о номенклатуре ката, попробую ограничиться общими соображениями относительно эволюции форм и техник.
Работа с коротким мечом (кодати), работа с катана средних размеров и работа с большим мечом (одати) могут образовывать отдельные самостоятельные тематические блоки даже в рамках одной школы.
Так, например, работа с кодати выделяется в самостоятельный раздел в направлениях Оно ха Итто рю кэндзюцу, Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю (гокуи-но кодати 極意小太刀), Синкагэ рю Маробасикай. Тем не менее приоритет в любом случае отводится ката с мечом катана (или его деревянным макетом под названием бокуто) стандартных размеров. Специфика работы с коротким клинком предопределяется способом хвата оружия и его возможными поражающими свойствами (так, при помощи кодати едва ли имеет смысл отрабатывать рубящие удары).
Свои стилистические особенности имеет работа с длинным мечом, что демонстрирует двухтактная техника извлечения клинка (нукицукэ) в школе Мусо Дзикидэн Эйсин рю иайдзюцу, которая представляется неизбежной в силу требований к длине рабочей части: согласно стандартам направления, длина клинка должна составлять половину роста его владельца.
При этом нельзя говорить о том, что имел место четко выраженный отход от работы с коротким клинком в сторону длинного, от длинных мечей (одати) к более коротким и пр. Линейной связи здесь нет. Вместе с тем, как мы можем видеть на основе эмбу (показательных выступлений), в настоящее время во многих школах иайдо упор делается, в первую очередь, на работу с катана стандартных размеров.
На что обращать внимание при выборе цуба, чтобы выбрать ценный экспонат? Обязателен ли сертификат для цуба?
Важным методологическим введением к ответу на данный вопрос будет обоснование различия между ценой и ценностью.
Цена – это количественное, стоимостное выражение ценности, при этом цена далеко не всегда адекватно выражает ценность. На некоторых российских интернет-аукционах можно встретить довольно банальные предметы массового изготовления за сумасшедшие суммы. Ценность, в свою очередь, представляет собой показатель историко-культурного статуса предмета, его редкости и тех трудозатрат, которые были вложены мастером в изготовление и обработку. Вместе с тем ценность – это результат вашего восприятия значимости и достоинства предмета, которое обусловлено напрямую вкусовыми предпочтениями и уровнем подготовки.
Следовательно, ценной будет являться та цуба, которая соответствует вашим текущим представлениям о прекрасном и которую можете приобрести в соответствии со своими возможностями.
Тем не менее в мировом антикварном сообществе есть выработанные критерии стандартизации и градации старинных цуба в зависимости от статуса, предписываемого NBTHK (Nihon Bijutsu Token Hozon Kyokai – Общества по сохранению искусства японского меча) по результатам оценки (кантэйсе), которая носит не стоимостной, а художественный и историко-культурный характер.
Хотя анализ мирового рынка антикварных японских цуба показывает, что во многих случаях имеет место следующее соответствие между статусом цуба по результатам оценки NBTHK и ценовым коридором (но, бесспорно, бывают исключения, и их немало):
• цуба со статусом Hozon Tosogu (оберегаемый элемент оправы японского меча) – от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов;
• цуба со статусом Tokubetsu Hozon Tosogu (особо оберегаемый элемент оправы японского меча) – несколько тысяч долларов и выше;
• цуба со статусом Juyo Tosogu (важный элемент оправы японского меча) – десятки тысяч долларов.
Как правило, наличие сертификата во многом страхует от приобретения поддельной вещи. Ко всему прочему, цуба с сертификатом будет стоить на порядок (или на порядки) дороже аналогичного предмета в том же состоянии, но без сертификата. В то же время можно встретить интересные цуба и без атрибутирующих документов. Стало быть, говорить о том, что наличие сертификата является обязательным, нельзя.
Также надо понимать, что атрибуция цуба, пусть даже осуществлённая авторитетной организацией NBTHK, порой бывает в некотором роде условной. И, несмотря на расхожие домыслы о том, что каждая антикварная и ценная цуба, выполненная вручную, обладает уникальной и неповторимой формой, в действительности по миру можно встретить десятки, если не сотни изделий с абсолютно идентичным сюжетом.
На двух нижеприведенных фотографиях мы можем видеть образцы двух изделий, выполненных практически в едином исполнении (отличаются, разве что, мельчайшие элементы). Однако в одном случае эксперты NBTHK установили принадлежность цуба к школе Ке Сукаси (перфорированный номер на сертификате 03202111), а в другом – к школе Овари (перфорированный номер на сертификате 03202108).
Сертификат на цуба школы Ке Сукаси.
Сертификат на цуба школы Овари.
Можно ли на этом основании констатировать ошибку специалиста NBTHK как минимум в одной из оценок? Нет, нельзя, поскольку школы Овари и Ке Сукаси являются близкородственными направлениями стиля сукаси, а жесткие и непреложные критерии разграничения двух школ отсутствуют. Однако было бы ошибкой полагать, что возможный коридор для атрибуции непомерно широк. Так, скажем, едва ли найдется эксперт NBTHK, который заключит о принадлежности данных изделий к школе Хиго, поскольку характерные особенности последней школы уж больно отличаются от симметричных форм Овари и Ке Сукаси.
Цуба школы Хиго.
Получается, что даже профессиональная оценка некоторых позиций антиквариата является приблизительной. И дело здесь не в компетенции специалиста, а в уникальных исторических особенностях переплетения различных художественных направлений, позволяющих приписывать похожие работы как одной школе, так и к другой.
Где Вы ищете свои экспонаты, или как они находят Вас?
В этом плане все индивидуально. Иногда через Татьяну беру понравившиеся предметы на внутренних японских аукционах, иногда прошу знакомых при посещении Японии выкупить то или иное изделие у известных дилеров, иногда, но крайне редко, хорошие вещи попадаются в России. Относительно недавно была ситуация, когда клиент предложил к приобретению интересный комплект кодогу (набор фути и касира) XIX века практически в отличном состоянии сохранности, обработанный в технике нанако (кернение поверхности) и включающий вставки из сякудо.
Расскажите о Вашем проекте?
Вместе с коллегой Ю. Смиркиным, одним из наиболее известных российских мастеров школы баттодзюцу Тояма рю Ямагути Ха, через группу в социальной сети «ВКонтакте» занимаемся продажей тренировочных мечей для иайто, иайдзюцу, баттодо, баттодзюцу, кендзюцу, кобудо и тамэсигири, а также сопутствующих аксессуаров (https://vk.com/roninswordco).
Также в наличии представлены оригинальные коллекционные японские мечи, некоторые из них – с экспертными заключениями специалистов Министерства культуры Российской Федерации.
Made on
Tilda